Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Ситуация в пассажирских перевозках стала темой двух депутатских заседаний
-Мы говорим о тяжелом настоящем, - констатировал заместитель главы таганрогской администрации по вопросам городского хозяйства Вячеслав Михайлов. Слова эти были произнесены 15 февраля на заседании думской комиссии по ЖКХ и транспорту. А речь шла о МУП ТТУ – том самом, которое еще периодически выводит на таганрогские маршруты трамваи и троллейбусы.
В 2017 году выручка электротранспорта упала на 11 процентов по сравнению с предыдущим годом. Валовой убыток составил 37 миллионов рублей. За декабрь 2017 и январь 2018 годов общая сумма долга за потребленную электроэнергию превысила 8 миллионов рублей. И на тот момент, когда проходило заседание думской комиссии, над МУП ТТУ висела реальная угроза отключения от подачи электроэнергии.
При этом более 72 процентов пользующихся трамваями и троллейбусами – представители так называемых социально незащищенных слоев населения: пенсионеры, школьники, студенты. Проезд они оплачивают либо частично, либо вообще не оплачивают, пользуясь льготами. Из-за этого в финансах МУП ТТУ образуются дыры, которые принято называть «выпадающими доходами». Эти «выпавшие», недополученные доходы, компенсируются государством.
А компенсации за перевозку льготных категорий граждан не пересматривались с 2012 года. В то же время потребности в дотациях год от года возрастали: например, в 2015 году у МУП ТТУ было свыше 21 миллиона выпадающих доходов, а в 2016 – уже свыше 30 миллионов. И, как вы сами понимаете, эта тенденция пока не изменилась к лучшему.
Традиционно русский вопрос: кто виноват? Госструктуры, которые не в достаточной мере пересматривали дотации? Предположим, что не без этого. Что еще? Говоря о мерах, которые предпринимает таганрогская администрация, тот же Вячеслав Михайлов сообщил: из Ростова могут быть получены трамваи 7-10 летнего срока эксплуатации. Заменив этими трамвая устаревшие модели, использующиеся в Таганроге, можно будет снизить потребление электроэнергии в два раза. То есть надо понимать так, что одна из причин убыточности электротранспорта в Таганроге – это чрезвычайно высокая энергоемкость перевозок? Предположим, что и это – непреложный факт.
Но вот какая интересная дискуссия завязалась между главой администрации Таганрога Андреем Лисицким, и на тот момент руководителем МУП ТТУ Сергеем Коноваловым. Депутат Игорь Третьяков задал г-ну Коновалову впорос: «На линию выходит вместо 24 троллейбусов не больше восьми, и вместо 64 трамваев – 30-32. А деньги за льготников вы в полном объеме получаете?».
Тогдашний руководитель МУП ТТУ ответил: «Мы по пробегу получаем, а выпуск уменьшили, потому что финотдел нам так порекомендовал – денег нет».
Здесь и вступил в разговор глава администрации: «А ведь мы по финансированию вам все в полном объеме дали. И как это вам рекомендуют не выпускать транспорт на линию, чтобы вы не зарабатывали деньги и не получали субсидии? Мне кажется, давно пора сформировать рабочую группу и провести в МУП ТТУ проверку…».
Что главное в этом диалоге? Финансовые беды таганрогского предприятия происходят, в том числе, и оттого, что на линии выходит недостаточно машин. В свою очередь, падают и доходы, сокращается база для получения субсидий. Следовательно, один из возможных вариантов выхода из кризиса – увеличение выпуска трамваев и троллейбусов на линии. Эту мысль, собственно, и озвучил глава администрации: «Получим из Ростова трамваи, их больше будет на линии, и вырастет выручка. Она упала, потому что подвижной состав находится в неудовлетворительном состоянии».
И вот в этом месте разговора прозвучала интересная реплика: «Невыгодно выпускать больше троллейбусов, убыток 1,5 тысячи рублей с рейса». На мой журналистский взгляд, это повод к серьезному разговору, но немного о другом.
Для начала – такой факт. В Таганроге последний конкурс на осуществление перевозок по регулируемым маршрутам был проведен (вы не поверите!) в 2011 году. Для непосвященных поясню – регулируемые перевозки это те, которые осуществляются по определенным маршрутам, с соблюдением графика движения и остановок, с обязательным предоставлением услуги по бесплатному проезду для льготных категорий граждан. Иными словами, этот тот вид перевозок, который подробно регламентирован отраслевыми стандартами и документами. А значит – наиболее качественный, безопасный, и, соответственно, вписывающийся в рамки закона.
Но в Таганроге вот уже семь лет пассажирские транспортные перевозки осуществляются, как бы это выразиться аккуратнее, вне рамок местных критериев. Поскольку такие критерии как раз и определяются городским конкурсом. Получается, что у городских властей есть не все рычаги влияния на деятельность транспортных компаний в Таганроге. Ведь нет конкурсных документов, которые бы четко регламентировали это влияние и контроль!
Не вдаваясь в подробности, скажем: это привело к тому, что так называемый регулируемый транспорт, в том числе и МУП ТТУ, стал существенно сдавать свои позиции и проигрывать компаниям, осуществляющим перевозки так называемыми автобусами малой вместимости. Некоторые уже закрылись, а другие, как, например, МУП ТТУ, находятся фактически на грани банкротства.
О чем идет речь? Конечно, имеет значение все – и размер государственных дотаций, и количество этого самого «регулируемого» транспорта на линиях, и его техническое состояние. Но если в сфере транспортных перевозок существует почти «дикий» рынок (а как его еще назовешь, если требуемый по закону конкурс не проведен?!), то те, кто вынужден работать в «регулируемом» секторе, неизбежно будут проигрывать.
Когда Вячеслав Михайлов применительно к городскому транспорту говорил о «тяжелом настоящем», он, может быть, сам того не подозревая, обозначил следующее: Таганрог, пожалуй, единственный в области город, который попал в уникальную ситуацию. Она заключается в том, что не власть в городе диктует свои условия перевозчикам, а они – власти. Иными словами, по крайней мере в сфере пассажирских перевозок именно эти транспортные компании и есть сегодня власть в Таганроге. Не верите мне?
Тогда давайте послушаем, что говорили депутаты на состоявшемся уже 20 февраля заседании таганрогской Гордумы. Вы будете шокированы, но речь шла о том, чтобы обратиться с просьбой к транспортным компаниям Таганрога, чтобы они «снизошли» до льготников и согласились возить их в автобусах малой вместимости бесплатно. Выяснилось, что транспортные компании «пока думают». Что-то мне подсказывает, что они еще долго будут думать. Теперь, что касается злополучного конкурса: оказывается, перевозчики в арбитражных судах с достаточной легкостью отменяют решения городской администрации, касающиеся назначения такого конкурса и его проведения. Как сказал прокурор Таганрога: они теперь в юридическом отношении стали очень грамотными.
Перевозчиков надо просить о предоставлении льгот, с перевозчиками трудно судиться в арбитраже, их вообще пальцем тронуть нельзя, поскольку они со всех сторон, оказывается, защищены всякими законодательными актами, а информация о том, сколько налогов они платят в бюджет города, недоступна общественности: так кто же в городе власть? Вопрос, похоже, риторический.
Нас, журналистов, часто упрекают в том, что мы критикуем, но не вносим конструктивных предложений. Так вот, на мой взгляд, выход может быть только один. Поскольку какими-то административными или правоохранительными мерами тот перекос, который образовался в транспортной системе Таганрога, устранить уже нельзя, есть только один выход: создание реальной конкурентной среды. Первым шагом на этом пути могло бы стать создание мощного муниципального предприятия пассажирских перевозок. Примерно такого, каким в лучшие времена была автоколонна 1423.
Как это сделать в условиях нехватки бюджетных средств, я не знаю. Но, видимо, нужно идти на областной, федеральный уровень, честно и без околичностей показывать ситуацию с транспортом в Таганроге. И входить в какую-то масштабную программу возрождения муниципального транспорта – именно «регулируемого» транспорта, который низкой ценой перевозок, комфортом, соблюдением правил и графиков, предоставлением всех льгот сможет потеснить тех перевозчиков, которые действуют по иным «стандартам». Уверен, такая конкуренция все поставит на место, и все перекосы исчезнут сами собой.
Леонтий МИХАЙЛОВ.