Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
От того, какую «дверь» вы откроете, чтобы понять, что такое таганрогская средняя общеобразовательная школа №16, будет зависеть ваше первое впечатление. Можно, например, посмотреть фотоснимки школьной жизни. Вот ученики школы на казачьем празднике: яркие костюмы, счастливые, добрые лица ребят и учителей. Или вот они посещают промышленные предприятия – «Ростсельмаш», ТАНТК им. Г.М. Бериева. Лица заинтересованные, серьезные: некоторые уже присматриваются к будущей профессии.
А можно узнать о 16-й школе, войдя через дверь комиссии по делам несовершеннолетних, или побывав в кабинете директора школы Натальи Павловны Макареня, когда она встречается с кем-нибудь из родителей. Зачастую это люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не имеющие своего жилья и даже работы, испытывающие материальные затруднения. Можно ознакомиться с решениями городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Эта комиссия после обследования направляет детей и подростков на обучение в школу №16. Как правило, в обычной школе такие подростки не усваивали школьную программу, пережили множество негативных жизненных ситуаций. Некоторые проявляют девиантное поведение, состоят на учёте в органах профилактики.
Придя в школу №16 и проучившись здесь до выпускного класса, ребята преображаются: кто-то затем идет учиться в колледжи и вузы, кто-то устраивается на работу. До 70 процентов выпускников нормально адаптируются в социуме, обзаводятся семьями. Это очень важный для общества результат. Все эти дети могли просто погибнуть – в социальном, нравственном аспекте. Но в школе №16 их спасли, дали путевку в жизнь.
Для Таганрога и Ростовской области школа №16 – явление единственное в своем роде. Она и образовалась не совсем обычно. Начало «лихих» 90-х, дети выброшены на улицу: ни пионерских организаций, ни комсомола. Родители в отчаянном положении: без работы, зато с ваучерами, которые стоят копейки. Это время, когда появилось много неблагополучных семей. А значит, и проблемных детей, которым порой трудно было соответствовать школьным требованиям. В 1992 году власти Таганрога приняли решение объединить межшкольный учебный комбинат, имевший мастерские, с вечерней школой, которая располагалась в здании нынешней школы №16.
В результате у детей, которых можно назвать отверженными, появилась возможность приобщиться к рабочей профессии, получить среднее образование, открывающее дорогу в будущее. А педагоги, обладавшие опытом работы в вечерней школе, оказались хорошо подготовлены к обучению подростков, которые не мотивированы к получению знаний. Так сформировалось, и уже 25 лет успешно работает муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение – средняя школа №16.
Здесь есть мастерские и классы, в которых обучают деревообработке, слесарной профессии, швейной специальности, декоративно-прикладному искусству. Но сначала перед педагогами 16-й школы иногда стоит другая задача – научить ребят элементарным вещам. Что скрывать: когда приходят новые дети, кто-то из них может и штору на окне использовать не по назначению, и розетку сломать. Но никто за это их сурово не наказывает. Напротив, терпеливо объясняют, как нужно себя вести. Проходит год, другой, и никто уже не портит школьного имущества. Напротив, ребята активно участвуют в наведении порядка, вместе с учителями ремонтируют школьную мебель.
Как еще проявляется уважение и любовь? Вот директор идет по школе, и здоровается с каждым учеником. Обязательно остановится, с кем-то поговорит, расспросит о житье-бытье. О материальной поддержке учеников, наверно, даже не нужно и говорить: учителя порой и покормят за свой счет, и одежду принесут. А как иначе? Есть семьи, которые перебиваются на зарплату в 10 тысяч рублей, кто-то из детей находится под опекой, многие живут в неполных семьях, кого-то отправили к бабушке, потому что мать вышла вторично замуж и ребенок становится не нужным, а кого-то и вовсе бросили пьющие родители.
Казалось бы, такие дети должны ожесточиться, и даже возненавидеть близких. Но это не так! Наталья Павловна Макареня рассказывала об одном подростке, который всеми силами стремится сам, как может, содержать свою мать: собирается перейти на вечернюю форму обучения и пойти работать.
Школа №16 приняла участие в конкурсе социальных проектов, организованном столичным Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И получила грант в размере 1,5 миллиона рублей, позволивший реализовать проект «Ответственный выбор». На средства Фонда были куплены логопедические тренажеры, способствующие развитию внимания и памяти, повышению общей успеваемости. Открыт парикмахерский кабинет, организованы оздоровительные спортивные тренировки в бассейне, фитнес-клубе и аква-клубе. Благодаря Фонду дети познакомились с историей Донского края в интересных поездках и экскурсиях. Прошли информационные встречи с инспектором полиции, медработником наркологического диспансера, членами общественных организаций ветеранов, представителями Русской Православной Церкви. С детьми из проблемных семей работали психологи.
Проект «Ответственный выбор» получил положительные отклики родителей и педагогов. Мероприятия проекта оградили подростков от влияния улицы, снизили уровень агрессивности в поведении, привили чувство коллективизма. Из 20 учащихся, ранее состоявших на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, и принявших участие в проекте «Ответственный выбор», 16 были сняты с профилактического учета.
Многое можно рассказать о таганрогской школе №16. Например, это учреждение является кузницей руководящих кадров. Трое выходцев из этого коллектива возглавили таганрогские школы, отсюда в другие учебные заведения выдвинулись опытные завучи, заместители директоров. Сама Наталья Павловна Макареня, проработавшая в 16-й школе 40 лет, прошла путь от учителя до директора, и до сих пор с глубоким уважением вспоминает своего наставника – Галину Ивановну Смирнову. Этим, наверное, многое объясняется – традиции! Как сказал Геннадий Константинович Гусаров, заместитель директора школы №16 по учебно-воспитательной работе, сам бывший военный, участник боевых действий: здесь случайных людей нет, остаются работать только те, кто готов всего себя отдавать детям. Это воистину так: педагоги 16-й школы - люди особенные. Но и работа в 16-й школе особенная – спасать детские души.
Фото из архива школы №16.