Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Особое мнение
Дело было в конце 80-х годов, в самый разгар горбачевской перестройки. Много было тогда разных экспериментов, нововведений. Один из них – публичные выборы директоров предприятий. Партия приказала – через эту процедуру должны пройти все руководители таганрогских заводов и фабрик. И одним из первых на плаху выборного эксперимента был отправлен тогдашний директор завода «Виброприбор». А меня, молодого сотрудника промышленного отдела газеты «Таганрогская правда», командировали сделать репортаж об этом неординарном событии.
Я тогда совершил ошибку. Окрыленный веяниями гласности и открытости в информационной политике, написал все, как было. Рукопись потом долго ходила по разным высоким кабинетам. Ее читали, смущенно пытаясь сдержать смех, мой завотделом, заместители редактора, главный редактор, потом руководители секторов райкома, горкома КПСС, и под конец рукопись дошла до второго секретаря горкома. Оттуда она вернулась со следующей резолюцией: «Материал отличный, но публиковать его нельзя. Он полностью дискредитирует идею привлечения общественности к решению такого рода задач». Вот так. А я всего-то точно и скрупулезно изложил все, что происходило на публичных, с привлечением заводской общественности, выборах директора завода…
Этот эпизод я вспомнил не случайно. В конце июля председатель Гордумы – глава города Таганрога Инна Николаевна Титаренко провела вторую по счету встречу с блогерами и сотрудниками средств массовой информации. Речь шла о том, как реанимировать сотрудничество таганрогской власти с общественностью. Чтобы теснее привлекать ее – общественность – к обсуждению острых городских проблем, поиску их решения.
Вообще говоря, тема взаимодействия с общественностью – это такая дорога с односторонним движением. Мы сразу и охотно готовы написать что-нибудь в этаком духе: хорошее начинание, своевременная инициатива! То есть всегда – оценка только и исключительно в положительном ключе. Очень редко и тихо звучащий из «задних рядов» вопрос - «А зачем это нужно?» - повисает в воздухе без ответа и воспринимается как неудобный и несвоевременный. Между тем, как ни крути, а на вопрос этот отвечать необходимо, и вот почему.
Если внимательно проанализировать ситуацию с привлечением общественности в Таганроге, можно заметить интересную особенность: у нас огромное, просто чрезмерное количество всевозможных организаций и структур, которые носят название общественных. В городе, в соответствии с законом, проводятся многообразные публичные слушания по вопросам территориального развития, строительства, формирования бюджета и так далее. Действует около десятка общественных советов при разных государственных и социальных структурах. Еще есть сеть комитетов территориального общественного самоуправления, через которые, как предусматривает закон, граждане могут и должны реализовывать свое право на самоуправление.
Много лет существует Городское собрание – общественный орган, призванный обсуждать актуальные проблемы, привлекать к отчету чиновников, выдвигать перспективные идеи. А еще городские депутаты тесно работают с общественностью, встречаясь с массой людей на своих приемах, развивается сообщество блогеров, которых также можно причислить к еще одному каналу, через который озвучиваются общественные запросы и общественное же мнение. А еще есть практика так называемых информационных групп, встреч во дворах, на которые, по идее, должны выезжать представители разных ветвей власти, административных структур. Я уже не говорю о независимых, то есть созданных по инициативе самих граждан общественных организациях, которые заняты решением тех или иных проблем, встающих перед людьми.
То есть, с одной стороны, мы имеем огромную армию общественности, которая в процесс управления и принятия решений вроде вовлечена. А с другой – вновь ищем пути привлечения общественности к этому самому управлению и принятию решений. Что происходит?
Приходится честно признать: все эти общественные структуры, видимо, работают недостаточно хорошо. Или не в тех направлениях. Или, что еще хуже: общественность формально собрана и организована в разные структуры, но, по большому счету, она ничего или почти ничего не решает. Сразу оговорюсь: я далек от того, чтобы утверждать, будто кем-то так задумано – использовать общественность и ее организации как ширму, за которой можно решать городские вопросы в узком кругу управленцев. Скорее, тут другое.
Мы настолько увлеклись организацией взаимодействия с общественностью, что придаем этому уже какой-то сакральный смысл. И в результате пришли к тому, что даже очень специальные, требующие сугубо квалифицированного подхода вопросы, как, например, формирование бюджета, или решение конкретных задач городского хозяйства, выносим на публичное обсуждение и общественные слушания. В результате порой получается то, что я имел счастье наблюдать в описанном мною выше случае, на заре перестройки, когда на заводе «Виброприбор» было решено всем миром выбирать директора.
Чувствуете, к чему я веду? А всегда ли уместно включать в процесс управления эту самую общественность? За свою журналистскую практику я побывал на десятках, если не на сотнях таких вот заседаний, и хорошо помню, как они проходили. Мутное море эмоций, в котором ловят рыбку разные местные активисты, любящие поиграть в политику. Длинные очереди ходоков, которые пришли не столько с идеями и предложениями, сколько для того, чтобы заявить об узкой проблеме своего дома, двора или даже одной отдельно взятой квартиры. Многочисленные желающие подойти к микрофону и просто поругать власть – душу отвести, пар выпустить. Ну и конечно зрители – без них такие события не обходятся.
Вам не приходилось замечать, как на таких собраниях меняются лица чиновников из администрации? Нормальные, общительные, хорошо знающие свое дело люди вдруг надевают как бы каменную маску, и видно, что они вынуждены все это, простите, терпеть, в силу своих служебных обязанностей и требований закона. И в сотый раз отвечать на одни и те же вопросы, на которые на других общественных слушаниях и собраниях им уже приходилось отвечать. Системной, последовательной выработкой квалифицированных управленческих решений здесь и не пахнет. Да их и невозможно выработать на собрании, где сотни совершенно разных людей высказывают сотни же совершенно противоположных мнений. Как невозможно было в такой обстановке, тридцать с лишним лет назад, выбрать директора завода «Виброприбор».
Вполне сознаю, что и этот материал, как тогда, можно расценить как «полностью дискредитирующий идею привлечения общественности». Но поспешу объяснить моим потенциальным критикам: я не против привлечения общественности, я против неразумного использования этого мощного инструмента в управлении таким сложным механизмом, как город. За курс и движение корабля отвечает капитан и его помощники. Если бы каждый раз, при смене направления движения, требовалось привлекать к обсуждению всю команду матросов, каждый такой корабль неизбежно бы ждала судьба «Титаника». Давайте привлекать общественность, но помнить об одном жестком правиле управления: «Решение можно обсуждать публично, но несет за него ответственность один человек – руководитель».
Сергей ВАХОНИН.
Фото из архива автора.