Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Беспокойная это отрасль – городское хозяйство. В то время как в других секторах экономики, которые нередко заняты чем-то сходным – производством услуг, ремонтом объектов – наблюдается если не рост, то хотя бы стабильность, в ЖКХ мы видим множество проблем. Из этой отрасли уходят одни руководители, на их место приходят другие, но ситуация остается примерно одинаковой. Подготовка к зиме – аврал, ремонт дорог – тоже аврал, уборка города – опять все на пределе, как будто городское хозяйство – это не производственная система, которая должна работать в нормальном режиме, а передовая на самом тяжелом участке фронта.Б
В чем дело, почему так происходит? Об этом мы решили поговорить с опытным управленцем, техническим директором ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» Петром Алексеевичем Спиридоновым. Его мнение нам важно знать еще и потому, что Петр Алексеевич является депутатом таганрогской Гордумы и председателем постоянной комиссии ГД по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту. Таким образом, пожалуй, именно он, как никто другой, может независимым взглядом оценить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве Таганрога. И, обладая при этом опытом управленческой деятельности на одном из самых крупных промышленных предприятий Таганрога, выступить в роли квалифицированного эксперта. Отсюда – первый вопрос газеты «Тема ДОНА», затрагивающий недавние кадровые перестановки в системе руководства городским хозяйством Таганрога:
- За последние несколько лет в Таганроге сменили друг друга уже несколько заместителей главы администрации по вопросам городского хозяйства. Это те люди, которые, в широком смысле, отвечали за решение всего спектра коммунальных проблем, накопившихся в городе. И всякий раз, при смене руководства, мы – жители Таганрога – испытываем новый прилив надежды, что теперь уж точно все будет замечательно. Дороги отремонтируют, трубы залатают, тепло в дома поступит вовремя, перебоев с подачей воды не будет, а улицы города засияют чистотой. При этом надо признать, что таковые надежды еще ни разу не оправдались, во всяком случае – в полном объеме. В чем проблема? Это просчеты в кадровой политике, или отрасль городского коммунального хозяйства в принципе не поддается кардинальному улучшению и переустройству? И, соответственно, вопрос: можем ли мы рассчитывать, что очередной новый руководитель городского хозяйства – Вячеслав Михайлов – совершит, наконец, так давно ожидаемое всеми чудо?
- Я пока мало знаю нового заместителя главы администрации по вопросам городского хозяйства. С моей точки зрения, зачастую так бывало, что на эту должность назначали людей, которые раньше, по специфике своей работы, не были связаны с городским и, более узко – жилищно-коммунальным хозяйством как таковым. И это, может быть, являлось ошибкой. Потому что, согласитесь, новому человеку, какой бы он ни был способный, вот так, сходу перестроиться, понять всю специфику ЖКХ Таганрога, наверно, будет трудно. Ведь не секрет, что городское хозяйство находится в сложной ситуации, и точные, быстрые действия по его оздоровлению нужно осуществлять, не мешкая. Хорошо, если новому руководителю удастся избежать участи, когда в начале своей работы порой приходится учиться на собственных ошибках. Такие ошибки чреваты для Таганрога, как минимум, тем, что ситуация в городском хозяйстве будет улучшаться медленнее, чем хотелось бы.
- Но у нас уже был руководитель сферы городского хозяйства, который пришел непосредственно из этой отрасли. Тем не менее, по оценкам ваших коллег-депутатов, и он не смог эффективно решить жилищно-коммунальные проблемы Таганрога…
- Не хочется обижать бывшего заместителя главы администрации по вопросам городского хозяйства, но, хотя он действительно пришел из этой сферы, тем не менее, некоторые стратегические ошибки, которые были допущены, конечно же, оттолкнули город назад. Это касается и вопросов развития, и ситуации с муниципальными предприятиями, некоторые из которых обанкротились. Да, судить тут сложно. Я все же остаюсь сторонником того, что у руководителя должен быть практический опыт работы в той отрасли, которой он управляет. Может быть, это не самое главное, и требуются, в первую очередь, хорошие организаторские способности. Но в любом случае – необходимо иметь стратегическое видение. Нужно найти хорошие кадры и правильно расставить руководителей подразделений. Оптимизировать численность и улучшить экономику муниципальных предприятий, тех, которые еще остались в городе. Задач много, и все они требуют неотложного решения. Поэтому, чтобы завершить эту тему, скажем так: решение по кандидатуре принято, глава администрации Таганрога Андрей Владимирович Лисицкий наверняка руководствовался тем критерием, что данный кандидат наиболее соответствует этой должности. А дальше – время покажет.
- Вы сказали, что прежнее руководство городского хозяйства допустило ряд стратегических ошибок. Давайте поговорим об этом подробнее, тем более что новому руководителю придется с этим разбираться, и как можно быстрее. Полагаю, мнение председателя постоянной комиссии Городской Думы по ЖКХ и транспорту будет очень полезно узнать именно теперь.
- Главная стратегическая ошибка в том, что Таганрог фактически уже потерял системные, чрезвычайно важные для города муниципальные предприятия. Мы потеряли МУП «Таганрогэнерго», огромную организацию, в составе которой были и тепловая составляющая, и электроэнергетика. Это наши муниципальные котельные, большая электрическая часть – трансформаторные подстанции, сеть распределения электроэнергии. Предприятие нормально работало, держалось на плаву, и вдруг банкротится, причем не за свои долги, а за долги такого же муниципального гиганта – МУП ЖЭУ. Мы практически уже потеряли МУП САХ: там нет техники, она распродана, остался только полигон ТБО.
А между тем, все эти предприятия еще несколько лет назад были прибыльными. Но недальновидное, бесхозяйственное управление ими привело к тому, что организации, которые давали прибыль, пополняли городской бюджет – их теперь нет. И дело ведь не только в бюджете, мы теряем в оперативности реагирования на острые ситуации в городском хозяйстве. Если раньше все вопросы, связанные с ремонтами в той же системе электроснабжения, с уборкой улиц, текущим ремонтом дорог или тротуаров, были завязаны на предприятия, непосредственно подчиняющиеся городу, то теперь мы все больше зависим от сторонних подрядчиков. От того, насколько эти подрядчики добросовестные.
Взять, например, карто-ямочный ремонт дорог – это одна из самых острых проблем на сегодняшний день. Что получилось? Привлекли по тендеру подрядчика, а он оказался недобросовестным, сорвал сроки, не обеспечил должного качества. Пришлось договор с ним разрывать, снова проводить тендер. Прошла уже треть лета, а выбоины остались. Ко мне, как к депутату, приходят жители округа и говорят – так плохо, как в этом году, с карто-ямочным ремонтом дорог никогда не было! Вывод: раз нет муниципального предприятия, которому можно поручить эти задачи, нужно привлекать очень надежных подрядчиков – поставщиков услуг, которые необходимы муниципалитету. Если этого не будет, нам придется жить в грязном, неубранном городе, с некошеной травой, с плохими дорогами.
Определенные подвижки уже наметились. Например, в текущем ремонте дорог, который сейчас развернулся на ряде городских улиц. Андрей Владимирович Лисицкий, на мой взгляд, поступил мудро, что не отдал этот ремонт в одни руки, а были привлечены четыре разных организации. При таком подходе есть определенная гарантия, что текущий ремонт будет выполнен качественно, в установленные сроки. А средства в этом году выделены немалые – вместе с содержанием дорог это порядка 200 миллионов рублей!
- Как, с вашей точки зрения, можно было бы решить проблемы таганрогских МУПов? Или в нынешней ситуации эта проблема уже принципиально не решаема?
- В свое время я уже давал рекомендации, и до сих пор убежден – проблему точно можно решить. Это только на первый взгляд кажется сложным, или вообще невозможным. Есть такой важный аспект состояния любого предприятия, как экономика. Я простой пример приведу: мы на «Красном котельщике» ежемесячно смотрим, что у нас с бюджетом предприятия, как мы работаем, какая у нас экономика. Эти показатели постоянно находятся на контроле у генерального директора. При этом, как минимум, раз в квартал наш бюджет контролирует акционер, оценивает руководство ПАО «Силовые машины». Вот если бы так же было и в городе - раз в месяц экономику всех муниципальных предприятий анализировал заместитель главы администрации по вопросам городского хозяйства! А раз в квартал бюджеты МУПов смотрел, и принимал соответствующие решения (в том числе и кадровые) глава администрации Таганрога! Уверен: ситуация с муниципальными предприятиями существенно бы улучшилась.
- На какие проблемы городского хозяйства следует обратить особое внимание – как говорится, здесь и сейчас – администрации Таганрога?
- Таких проблем по городу много. Одна из самых острых – состояние наших тепловых сетей. Это, опять-таки, связано с тем, что в свое время мы потеряли МУП ЖЭУ. Потом, чтобы как-то стабилизировать ситуацию, было создано МУП «Тепловые сети», но оно сегодня тоже находится не в лучшем состоянии. Какая в Таганроге была самая большая проблема прошлого года? Запуск отопления! Дать тепло в дома не могли почти месяц после начала отопительного сезона. Причина – неудовлетворительное состояние тепловых сетей. Именно на это уже сегодня необходимо обратить самое пристальное внимание. Надо проводить гидравлические испытания, выполнять замену целых участков трубопроводов, восстанавливать изоляцию, изыскивать необходимые средства. В противном случае, к новому отопительному сезону ситуация может еще больше усугубиться.
Есть много вопросов, связанных с деятельностью управляющих компаний. Одни из них связывают свое будущее с работой в этом секторе, стараются добросовестно относиться к подготовке многоквартирных домов к зиме. Но есть и прямо противоположенные примеры. Более того, есть ряд домов, в которых вообще нет управляющих компаний. Это, как правило, общежития или небольшие 2-этажные дома, где экономика не очень хорошая, или много неплательщиков, и поэтому управляющие компании туда не идут. Дома эти, соответственно, брошены, но и их нужно готовить. С привлечением всех возможных ресурсов, с привлечением в них УК. Большая и сложная задача для городской администрации.
Еще одна серьезная проблема – финансово-экономическая ситуация в ряде городских котельных, у которых скопились долги по оплате энергоносителей. Идут судебные разбирательства, и пока непонятно, как это скажется на подготовке данных котельных к новому отопительному сезону. Увеличиваются риски, что население может остаться без соответствующих услуг в зимний период.
- Что у нас с городским транспортом? На ваш взгляд, все ли в этой отрасли благополучно? Система пассажирских перевозок в Таганроге сформирована несколько иначе, чем в других городах, например, не так, как в Ростове-на-Дону. Это такая наша местная специфика, и с ней надо просто смириться?
- То, что в таганрогском транспорте не все благополучно, это бесспорно. Прежняя администрация так и не провела конкурс на осуществление пассажирских перевозок, а он должен был состояться еще в 2014 году! Его сорвали, потом перенесли на 2015 год, потом вообще «затерли», ушел заместитель тогдашнего главы администрации, который конкурсом занимался. А теперь, когда город вновь стоит перед необходимостью такой конкурс провести, вышел новый федеральный закон, который все пассажирские перевозки разделил, скажем так, на льготные и не льготные. Сейчас, чтобы провести конкурс, к этому закону не хватает подзаконных актов. Отдел транспорта городской администрации не знает, да и никто в стране пока не знает, как провести конкурс, в первую очередь, на льготные маршруты.
Это, конечно, нехорошо. Необходимо, прежде всего, понять, сколько у нас в городе и в каких направлениях, должно быть льготных, или, иначе говоря, регулируемых маршрутов. Пока в администрации утвердили только нерегулируемые маршруты, то есть те, где нет льгот. Думаю, поспешили.
С моей точки зрения, для людей что важно? Чтобы человек в любом районе города - льготник, прежде всего, - имел возможность воспользоваться льготным, регулируемым маршрутом. Да, пусть там осуществляются и нерегулируемые перевозки, но льготный маршрут, с движением по строго определенному интервалу, должен быть обязательно. И каждый школьник, студент, пенсионер должен знать: вот он выйдет на остановку к определенному времени, и сядет в льготный автобус. Сейчас же у нас ситуация такая: люди, живущие, скажем, на улице Дзержинского, или там, где ходят трамваи и троллейбусы, могут льготами воспользоваться. А человек, живущий на Северном или на Адмирала Крюйса – нет. И это самая большая несправедливость. Я надеюсь, что в ближайшие полгода ожидаемые подзаконные акты к федеральному закону выйдут, после чего удастся изменить к лучшему ситуацию в сфере пассажирских перевозок.
- Последний вопрос. Наблюдая за работой депутатской комиссии, которую вы возглавляете, я не раз замечал, насколько остро и порой ожесточенно обсуждаются проблемы городского хозяйства. Можно ли, в связи с этим, считать, что внутри комиссии существует некое противостояние или принципиальное несогласие между ее членами?
- То, что в комиссии идут споры, и мы каждую ситуацию видим по-своему, с моей точки зрения, даже хорошо. Когда пришли, просто подняли руки – все «за» - и разошлись, это неправильно. В споре рождается истина. Да, иногда некоторые члены комиссии бывают чрезмерно эмоциональны. С другой стороны, надо отметить, что они не для себя стараются. Каждый из нас хочет сделать так, чтобы городу стало лучше. И чтобы избиратели могли реально оценить, что тот или иной депутат действительно радеет за народ, за город, за благоустройство. И, кстати, несмотря на самые ожесточенные споры, мы в конечном итоге всегда приходим к компромиссу, находим приемлемое решение.
Вопросы задавал Сергей ВАХОНИН.
На фото: председатель постоянной комиссии Городской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, технический директор ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» Петр Алексеевич СПИРИДОНОВ