Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Беседа с депутатом таганрогской Гордумы по 6-му избирательному округу Владимиром КАРАГОДИНЫМ
Наша встреча с Владимиром Карагодиным, председателем постоянной думской комиссии по социальной политике, труду и защите прав граждан, началась с обсуждения одной из главных тем, напрямую связанной с дальнейшей судьбой Таганрога. В городе работает новая команда руководителей, жители ждут от нее конкретных действий по наведению порядка и решению проблем, которых накопилось немало. Этой теме и был посвящен первый вопрос:
-Владимир Владимирович, как вы оцениваете те перемены, которые происходят в системе городского управления?
-Давать какие-то излишне оптимистические оценки, я думаю, еще рано. Одно можно сказать с уверенностью: пришли лидеры новой формации.
Это глава города Таганрога – председатель Гордумы Инна Николаевна Титаренко, глава администрации Андрей Владимирович Лисицкий, новые ключевые замы. И определенные результаты уже заметны: в лучшую сторону изменилось отношение власти к горожанам, больше стало открытости в работе властных структур. Ведется ремонт дорог, определенная работа выполняется в плане благоустройства. Но, к сожалению, пока остаются серьезные проблемы в городском хозяйстве, которые мы, горожане, отчетливо видим. Я надеюсь, что профессионализм и последовательность действий руководства города положительно повлияет на решение данных проблем, и в ближайшем будущем позитивная динамика в этом направлении станет для всех очевидной.
-Вы являетесь выходцем с одного из самых крупных градообразующих предприятий – ТАНТК им. Г.М. Бериева. На ваш взгляд, что происходит сегодня в промышленном секторе Таганрога? Есть ли обнадеживающие изменения?
-Во всяком случае, в ТАНТК им. Г.М. Бериева чувствуется динамика развития. Предприятие возглавляет новый руководитель - Юрий Владимирович Грудинин. Показательно, что обновление управленческих команд и в городе, и на нашем предприятии происходило практически одновременно. Не без гордости могу сказать: сегодня ТАНТК им. Г.М. Бериева является одним из промышленных лидеров, численность достигает 7500 человек, есть крупные долгосрочные заказы, работа идет практически круглосуточно. Как следствие, растет заработная плата, на заводе разворачивается благоустройство и обновление. И это, безусловно, положительный фактор. Если улучшаются дела в промышленном секторе, то динамичнее решаются и городские проблемы.
-Тем не менее, на заседаниях Гордумы и ее постоянных комиссий депутаты продолжают ставить острые вопросы, волнующие горожан. И дискуссии идут жаркие. Порой создается впечатление, что не все так уж благополучно и гладко в городской жизни…
-Полемика – это неотъемлемая часть думской работы. В споре, как говорится, рождается истина. Другое дело, что эта полемика должна быть конструктивной, аргументированной, чтобы не выглядело так, будто депутаты спорят только для того, чтобы спорить, и говорят для того, чтобы «засветиться» в телекамерах. Если мы порой ведем острые дискуссии с представителями администрации, это вовсе не означает, что мы находимся на непримиримых позициях и не одобряем какие-то решения. Просто на каком-то отрезке времени депутаты ставят одни приоритеты, а руководители администрации – другие. Что нормально: ведь у депутатов может быть своя точка зрения на то, куда и как распределять ресурсы, какие проблемы необходимо решать в первую очередь. Но консенсус, как говорится, всегда находим, потому что задачи у нас одни – это благополучие Таганрога. Все могут иногда заблуждаться – и депутаты, и представители администрации. Именно поэтому полемика и необходима.
-Депутатская работа в округе – как вы себе это представляете? Есть ли у вас свои приоритеты?
-Если появляется какой-то приоритет, ты можешь упустить другие, не менее важные задачи. Чтобы этого не произошло, выделил в своей работе три главных направления. Первое – это работа в округе. Для ее эффективного выполнения была создана команда единомышленников. У каждого – свой сектор: один отвечает за взаимодействие с администрацией, другой – за контакты с молодежными, общественными организациями, волонтерами. Третий помощник специализируется на выявлении коммунальных, хозяйственных проблем округа. Четвертому поручена организация массовых мероприятий.
Второе направление из трех главных – работа непосредственно в Гордуме. И, наконец, третье – это законотворчество.
-Звучит неожиданно. Принято считать, что компетенция муниципального депутата ограничивается сугубо хозяйственными проблемами: наведение порядка на улицах округа, покос травы, ремонт тротуаров и тому подобное…
-Действительно, в масштабах города депутат, наверное, больше хозяйственник, чем политик. Тем не менее, нужно уметь подниматься над повседневными, обыденными вопросами, в которых мы утопаем ежедневно, и учиться мыслить масштабно. Можно сколь угодно долго и эмоционально выступать на заседаниях Гордумы: давайте сделаем то и это, не забудем инвалидов, не оставим ветеранов, многодетным семьям что-то дадим, дороги «закатаем» в асфальт, но это все исполнительной власти и без нас известно. Главный вопрос: как наполнить бюджет, чтобы на все эти необходимые для горожан вопросы денег хватило! И тут уже не столь важно, о бюджете какого уровня идет речь. Если мы, депутаты муниципального уровня, предложим решение, которое поможет наполнить бюджет, скажем, областной или федеральный, от этого все равно Таганрог выиграет, так как сможет получить больше дотаций. И тогда каждый житель увидит, что улицы стали чище и благоустроенней, доступная среда в городе стала по-настоящему доступной. И любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не останется без поддержки со стороны власти.
-И у вас есть такие предложения?
-Я бы все же назвал их законотворческими инициативами, поскольку в них есть предложения об изменении ряда правовых норм. Одна из этих инициатив касается повышения эффективности взаимодействия с неплательщиками коммунальных услуг. Потому что в целом по стране статистика уже просто угрожающая: задолженность жителей за коммунальные услуги приближается к 1 триллиону рублей! У меня есть предложения - какие необходимо принять меры, какие статьи в каких законах изменить и дополнить, чтобы эту проблему решить. И, соответственно, пополнить бюджет страны. А значит, и бюджет области, города. Вторая инициатива, которая также направлена на пополнение бюджета, предусматривает расширение возможностей для муниципалитетов влиять на рекламную продукцию. Например, реклама на общественном транспорте, в маршрутных такси, от которой, к сожалению, муниципальный бюджет ничего не получает. Но эти виды транспорта функционируют в пределах города, и нужно четко понимать, что муниципалитет может разрешать, а что нет. Должны действовать определенные правила, а при их нарушении – штрафы, средства от которых могли бы поступать непосредственно в муниципальный бюджет.
-Но чтобы муниципальная законотворческая инициатива была учтена на федеральном уровне, нужно приложить немало усилий, и не факт, что изменения в закон будут внесены. Как тут добиться желаемого результата?
-На мой взгляд, для этого во взаимодействии депутатов разных уровней – от муниципального и до федерального – необходимо выстроить такую же вертикаль, какая действует в исполнительной власти. Идея, может быть, и не новая, но важно, чтобы она начала работать. У муниципального депутата есть преимущество: он близок к реальным проблемам людей. Он выдвигает эту проблематику наверх, в форме законотворческой инициативы. И дальше ее двигают наши таганрогские депутаты, которые работают в Законодательном собрании, в Государственной Думе. Выходят на тот уровень, на котором принимаются решения. Да и постоянное общение, обмен опытом между депутатами разных уровней, и даже разных муниципальных образований были бы очень полезны.
-С какой точки зрения?
-Мы же зачастую варимся в собственном соку, пытаемся изобрести велосипед, а многие проблемы уже решены. Сколько было в таганрогской Гордуме дискуссий о том, как решить проблему нестационарных торговых объектов! А в Москве ее решили за одну ночь. Да, Москва – это особый город. Но у них и проблема была масштабней –нестационарные торговые объекты в два-три этажа, с эскалаторами, располагающиеся на больших городских территориях. Тем не менее, заранее предупредили владельцев, за ночь все убрали, и город преобразился. Наверняка есть уже и наработанная правовая база, и оправдавшая себя практика, в том числе и в других муниципалитетах. Ее только нужно изучить и применить с пользой для города. А для этого необходимо взаимодействие – горизонтальное между муниципалитетами, и вертикальное между депутатами разных уровней.
-Какие задачи можно считать первоочередными в социальной сфере Таганрога?
-Ситуация с обеспеченностью наших лечебных учреждений врачебными кадрами близка к критической. С 64 процентов мы упали до 59 процентов, и тенденцию пока переломить не удается. На следующий год необходимо увеличить софинансирование по найму жилья. И входить в государственно-частное партнерство, чтобы обеспечить жильем врачей востребованных специальностей.
Еще одно важное направление - городской спорт. На мой взгляд, здесь нужно осуществить программу из трех этапов. Первый этап – массовый спорт. На балансе у спорткомитета сегодня 35 дворовых спортивных площадок. У МУП ЖЭУ, находящегося в состоянии банкротства, 14 дворовых спортивных площадок необходимо взять на баланс города. Для нормального функционирования всех дворовых спортивных площадок необходимо около 4,5 миллионов рублей бюджетных средств. Первый этап - это задача городского уровня.
Второй этап – создание центров спортивной подготовки. Необходимо утвердить ставки для тренеров, открыть секции по различным видам спорта, чтобы дети могли заниматься на регулярной основе.
И третье – это спорт высших достижений. Ребята, которые хотят двигаться дальше, должны видеть перспективу в профессиональном таганрогском спорте. А он у нас находится не в лучшем состоянии. Мы гордимся тем, что в Таганроге появится стадион европейского уровня, но такому стадиону должен соответствовать и городской профессиональный футбол, и регби. Футбол, как известно, нужно практически заново создавать. То же касается волейбола, баскетбола, гандбола. У нас, пожалуй, только регби еще выживает, у остальных игровых видов спорта серьезные проблемы.
Нельзя сказать, что городская власть этого не видит. Глава администрации Андрей Владимирович Лисицкий идет спортивным клубам навстречу, создал условия для снижения арендной платы, спортивные залы для тренировок предоставляются безвозмездно. С таганрогским спорткомитетом мы активно обсуждали перспективы возрождения городской футбольной команды, встречались с президентом федерации футбола. Городу предстоит найти возможности для финансирования профессионального спорта хотя бы на 10-15 процентов, еще 50-60 процентов может дать область. И вообще - в решении задач второго и третьего этапов нам не обойтись без областной поддержки. Тогда спорт возродится.
Нельзя забывать еще вот о чем. Все говорят – нам дарят такой прекрасный стадион «Торпедо», но это еще и большое финансовое бремя. Одно обслуживание газона обойдется в 8 миллионов рублей в год. А общие коммунальные нужды доходят до 16 миллионов рублей. Без должной эксплуатации, а значит, и неизбежных муниципальных затрат, мы можем потерять новые преимущества, которые получим после реконструкции стадиона «Торпедо».
-Задач много…
-Да, задач много. И я повторю: их не решить без учета опыта других муниципалитетов, без взаимодействия с ними, без продвижения собственных законотворческих инициатив. Это касается и создания в городе доступной среды для инвалидов, и возрождения профориентации в школах города. Над всеми этими программами и должны работать депутаты, это и есть наша задача. Рядовой житель, в общем, не должен за нас об этом думать. Для граждан важен результат: наличие горячей воды в кране, тепла в доме, оборудованной спортивной площадки во дворе. Им не до глобальных задач и законотворческого процесса. И это нормально. Но если хочешь искать решение, изменить ситуацию к лучшему не для себя одного, но для многих, необходимо выходить на тот уровень, где это можно сделать. Для этого в 2014 году я и пошел в депутаты.
Вопросы задавал Сергей ВАХОНИН.