Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Виталий ЧЕРНЫЙ: «В АДМИНИСТРАЦИЮ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ СЛУЖИТЬ ОБЩЕСТВУ»
Всякому руководителю, в то или иное время занимавшему высокий пост в городской власти, можно дать некую краткую характеристику. Например, Виталия Михайловича Черного, который был первым заместителем главы администрации Таганрога в 90-е годы, называли «господином «Нет».
Во всяком случае, мне трудно припомнить другого чиновника, который бы с такой же твердостью защищал каждую копейку городского бюджета, не позволяя тратить деньги на то, что не принесет реальной пользы для жителей. За это его многие недолюбливали, да что там говорить – порой даже ненавидели. Но именно благодаря его жесткости в финансовых вопросах и организаторскому таланту у Таганрога есть Пушкинская набережная. Не говоря уже о других, менее значимых объектах инфраструктуры. Виталий Михайлович – человек интересный, управленец с большим опытом, обретенным им и в городском хозяйстве, и позднее в промышленности. В коротком интервью мы попросили его ответить на четыре вопроса: |
-Виталий Михайлович, для начала я бы хотел, чтобы вы дали оценку такому неоднозначному, но прочно укоренившемуся в Таганроге мнению. Считается, что между городом и областью – на каком-то экзистенциальном уровне – существует некое противостояние. Мол, Таганрог такой особенный – детище Петра, чуть не стал столицей Государства Российского, всегда претендовал на большую административную самостоятельность. А ему «крылья подрезают», излишне зажимают в рамках регионального подчинения. Вы что по этому поводу думаете?
-Противостояния, связанного с какими-то объективными процессами в отношениях Таганрога и области, не существует. И никогда не существовало. Даже в противоречивые 90-е годы, когда между властью Таганрога и губернатором, или членами его команды, возникали какие-то обострения, они были в значительной мере результатом наших, не до конца продуманных инициатив. Которые мы иногда стремились реализовать, не особенно прорабатывая с министерствами области.
Если помните, мы тогда занимались темой свободной экономической зоны в Таганроге. И должен сказать, что никто нам особенно не мешал, рук, как говорится, не выкручивали. Но ведь понятно: СЭЗ – это, в том числе, сниженные налоговые ставки для субъектов предпринимательства, зарегистрированных в свободной экономической зоне. Конечно, неизвестных составляющих в этом было очень много, какой либо корреляции с минфином области не было и, естественно, критики в наш адрес звучало предостаточно.
Можно также вспомнить, как мы вводили в городе бесплатный проезд на электротранспорте. В тот период это был основной вид городского общественного транспорта, проезд пассажиров дотировался из городского бюджета. Сложился парадокс: стоимость проезда была раза в 3 меньше стоимости изготовления билета. Но поднять стоимость проезда в 5-10 раз в тот период, когда заводы резко снижали численность работающих, а годовая инфляция составляла 150-200%, по нашему мнению, было бы неправильно. Тем более что бесплатный проезд на городском электротранспорте хорошо вписывался в идею эффективного использования бюджетных средств, когда бюджетными вложениями пользуется всё население. Так и появился в Таганроге бесплатный проезд.
Правда, через 3 года его пришлось отменить. В других городах области проезд был платным, и администрации этих городов при «борьбе» за свои бюджеты всякий раз кивали в нашу сторону… В общем, область в лице тогдашнего министра финансов начала снижать нормативы налоговых отчислений в городской бюджет. Кстати, сегодня, похоже, история повторяется, и городская Дума вынуждена отменить льготы по налогу на землю для определённых категорий налогоплательщиков. Иначе будут снижены нормативы отчислений в городской бюджет.
Но вернемся к вопросу противоречий. Я привел примеры некоторых рабочих моментов. При этом надо сказать, что нам достаточно быстро прощали наши «огрехи». Поэтому, повторю, я никогда не относил противоречия, которые время от времени возникали между Таганрогом и областью, к результату каких-то сложившихся тенденций. Это все надумано.
-А то противостояние, которое имело место между командой экс-мэра Прасолова и областью? Разве оно не свидетельствует о том, что какие-то стойкие противоречия между Таганрогом и областью все же есть?
-Ни о чем это не свидетельствует, скорее наоборот: все проблемы я отношу к последствиям действий бывшего мэра и его заместителей. И тут можно только удивляться долготерпению губернатора. Знаете, по этой теме высказались уже все. Особенно удивляют некоторые местные «политологи», которые говорят о неких политических разногласиях. Ничего кроме улыбки у меня эти оценки не вызывают. Выбирая – тем или иным способом – власть в городе, мы – жители города, по сути дела, подписываем с ней контракт. Сколько у нас избирателей – примерно 212 тысяч? Вот одна двести двенадцатитысячная подпись, в том числе и ваша – это ваш контракт с городской администрацией, с администрацией в целом, и с каждым ее работником в отдельности, ибо вы налогоплательщик, наняли и платите им зарплату. Пафосно звучит? Но если эта доминанта будет определять деятельность каждого чиновника, результат работы администрации удовлетворит и вас, и всех горожан.
Какие функции должна выполнять власть по отношению к каждому из нас, подписавших с ней контракт, чтобы мы были удовлетворены? Главное в контракте - это оказание услуг населению. Власть оказывает услуги по содержанию города, в самом широком смысле. Медицинское обслуживание, образование, услуги учреждений культуры, благоустройство (тротуары, дороги, бордюры, зеленые насаждения, уборка мусора), и так далее. Немаловажна, конечно, и организующая функция властных структур. Но, на мой взгляд, заказа населения на некую политику в местном самоуправлении нет.
-Виталий Михайлович, я хорошо помню, что в те же 90-е годы, когда вам пришлось работать в исполнительной власти, политики было очень много. Один только горсовет чего стоил – 200 депутатов, политические фракции, сессии, длящиеся неделями. Тем не менее, городом удавалось вполне успешно руководить и в таких условиях. За счет чего?
-Спасибо за оценку. Говоря о местном самоуправлении 90-х годов, я бы отметил следующие факторы. Структура администрации была разработана с учётом опыта исполкома городского совета народных депутатов, но заметно от него отличалась. Я возглавлял в то время рабочую группу, которая подготовила на утверждение депутатам предложения по структуре.
Регламентирующих документов не было, и мы исходили из практических задач, которые необходимо было повседневно решать в городе.
Далее: избранные на волне перемен депутаты горели желанием немедленно решить все проблемы города. Отсюда сессии горсовета с трансляцией по городскому радио и длящиеся по 11 дней. Мы, заместители главы администрации, присутствовали на всех заседаниях горсовета, при необходимости выступали перед депутатами с информацией по вопросам городского хозяйства. Это занимало очень много времени, но постепенно начали появляться первые положительные результаты. Возникли ростки взаимопонимания с депутатами. В конечном итоге они начали лучше разбираться в проблемах городского хозяйства, не с позиции обещаний, данных в предвыборной гонке, а с учетом практических возможностей, задач содержания и развития. С другой стороны, работники администрации, действуя в постоянном контакте с депутатами, получили новый опыт. При этом в политических дискуссиях, которые возникали между депутатскими группами, мы не участвовали. На мой взгляд, тесный рабочий контакт позволил избежать серьёзных конфликтов и противостояний.
Еще одни фактор: в начале 90-х часть жилого фонда, котельных и сетей находилась на балансе заводов, были ЖКО предприятий. Извечный вопрос – подготовка к зиме – не мог быть решен без тесного взаимодействия с предприятиями. Существенную роль в этом играл совет директоров, в который входили тяжеловесы, как их тогда называли – «красные директора». И даже пресловутая борьба со снегом: силы муниципальных предприятий были невелики, но по договорам с крупными и средними промышленными предприятиями нам удавалось выводить в снегопад до 60-70 единиц уборочной техники в пиковые моменты. И «договаривались» задолго до начала зимы.
В истории местного самоуправления тех лет было много событий, каждое из них могло бы стать поводом для большого интервью. Отвечая на ваш вопрос об особенностях работы в тот период, я попытался штрихами обозначить, на мой взгляд, очень важный момент – результата можно было добиться только в тесном взаимодействии с депутатами, общественными организациями, предприятиями.
-Похоже, мы плавно перешли от прошлых проблем к нынешним. В связи с этим у меня вопрос: как человек, имеющий богатый опыт управления городским хозяйством, не могли бы вы назвать наиболее острые проблемы, стоящие перед новой административной командой, и предложить возможные пути решения?
-Многие из этих проблем возникли не сегодня, но с каждым годом они обостряются. Город имеет сложную структуру. Процентов 40 границы Таганрога - это неблагоустроенное побережье, 60-70 процентов территории – частный сектор и предприятия, хаотично расположенные в разных районах, большое число напряженных узлов в расположении дорог, железнодорожных переездов, ветшающая историческая часть города. За всю историю Таганрога на его лице, образно говоря, отразились как удачные решения городских «отцов», так и не очень удачные. Однако это тема отдельного разговора.
Сегодня в ряду первоочередных проблем - состояние городской инфраструктуры: сети, полигон утилизации бытовых отходов, дорожное хозяйство, благоустройство. В последние годы заметно хуже пошли дела у муниципальных предприятий, предыдущая администрация оставила серьёзный долг городского бюджета перед банками. Думаю, не следует далее перечислять, проблемных мест хватает. Сейчас в городе новые руководители, они имеют определённый опыт в муниципальном управлении и, полагаю, болевые места городского хозяйства знают детально.
Им предстоит исполнить бездефицитный бюджет в 2017 году, снизить долговое бремя и остановить деградацию городской инфраструктуры. Составляющих этого процесса много и, очевидно, не следует в этом интервью разбирать какие-то детали. Но одно хочу сказать: и председателю Городской Думы – Главе города Инне Николаевне Титаренко, и Главе Администрации города Таганрога Андрею Владимировичу Лисицкому предстоит на первом этапе под разработанный ими план консолидировать усилия городской Думы и администрации, муниципальных предприятий, субъектов промышленности и бизнеса, общественных организаций.
Главе Администрации города Таганрога Андрею Владимировичу Лисицкому предстоит набрать новую и переучить оставшуюся команду. И у него практически нет скамейки запасных. Это трудный вопрос. Поэтому он правильно делает, что не торопится с назначениями. Поскольку те новые назначенцы, которые появятся, должны быть людьми, что называется, с горящими глазами. То есть люди, обладающие гражданскими принципами и желанием послужить жителям и городу, оставить свой позитивный след.
Понятно, что за год или два не все проблемы можно решить кардинально, но даже небольшие позитивные результаты будут замечены и восприняты населением Таганрога.
Интервью вел Леонтий МИХАЙЛОВ.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.