Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Деньги будут!
Новость, тянущую на сенсацию, сообщила представителям СМИ председатель Комитета по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественностью ЗС РО Валентина Маринова. С 2017 года областная система дополнительного образования будет финансироваться за счет субвенций регионального бюджета. По сути, это решение областных законодателей открывает дорогу для возрождения (слово громкое, но точно отражающее реальность) дополнительного детско-юношеского образования на Дону.
Старшее поколение наверняка помнит, что это такое: сотни кружков в школах и иных детских учреждениях, - технической и эстетической направленности. Занятия для одаренных подростков при вузах и средних учебных заведениях – системный отбор перспективных умов для высшей школы. Многочисленные спортивные секции, в которых занимались тысячи мальчишек и девчонок. И все это, заметьте, было бесплатно, потому что ставилась главная цель – занять детей и подростков полезной деятельностью, отвлечь от дурного влияния улицы.
Что стало с системой дополнительного образования в годы реформ, думаю, подробно рассказывать не нужно. Кружки и секции закрывались сотнями, дополнительное образование «притеснялось» даже в школах. А то, что осталось, практически полностью перешло на коммерческую основу: хочешь, чтобы твой ребенок ходил, например, в авиамодельный кружок, или занимался каким-либо видом спорта – изволь платить.
Что сохранила область
Так было по всей стране, такое наблюдалось и в Ростовской области. Хотя, ради справедливости, следует отметить: система дополнительного образования на Дону держалась до последнего, и свой потенциал сумела сохранить. Об этом и цифры свидетельствуют: сегодня в различных кружках и секциях постоянно занимаются до 74,7 процентов наших детей и подростков, и этот показатель всего лишь на десятые доли процента не дотягивает до российского норматива. Областной центр технического творчества несколько лет подряд занимает первое место в России. До 50 процентов участников всевозможных олимпиад и конкурсов детского творчества, представляющих Дон, уже привычно завоевывают призовые места. Каждый четвертый юный музыкант, побеждающий в федеральных и международных фестивалях, представляет Юг России и Ростовскую область. Словом, с одной стороны, нам есть, чем гордиться. А с другой…
А с другой стороны…
Что с другой стороны, не скрывая остроту ситуации, рассказала Валентина Маринова. По ее словам, жители Ростовской области, особенно сельских районов, очень хорошо знают реальное положение дел с дополнительным детским образованием. До 2015 года ответственность за поддержку, в том числе финансовую, этого важнейшего направления нес самый низовой уровень исполнительной власти – сельские поселения. А какое у них положение с деньгами, хорошо известно. Затем ситуация начала «ступенчато» улучшаться. Сначала допобразование перешло на попечение городских округов и муниципальных районов. Но все – и исполнительная власть, и областные депутаты – хорошо понимали: без надежного, обильного и устойчивого финансирования речи о настоящем возрождении дополнительного образования быть не может. Скажем больше: это прекрасно понимает и власть федеральная. Не случайно еще в мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О государственной политике в сфере науки и образования». В этом документе есть большой раздел и о дополнительном образовании. Затем появилось распоряжение Правительства РФ, в котором отражена концепция развития образования, в том числе дополнительного, до 2020 года. Были введены и критерии оценки – индикаторы, показатели, по ним можно судить о том, как над этой проблемой работают в регионах. Наконец, подошла пора принимать серьезные, судьбоносные для допобразования решения на областном уровне. И они приняты: деньги на возрождение и развитие донской системы дополнительного образования будет давать областной бюджет.
Чего нам ожидать
Положительные последствия очевидны. Одно из важнейших – улучшение ситуации с педагогическими кадрами в этой отрасли. В настоящее время здесь немало проблем, вот цифры. Зарплата учителей дополнительного образования составляет только 86 процентов от уровня доходов преподавателей в общем образовании. 15 процентов педагогов в допобразовании – в возрасте до 30 лет, остальные – люди пенсионного возраста. Выпускники педагогических вузов идут в учителя допобразования без особой охоты – не престижно работать. Но есть уверенность, что зарплаты теперь вырастут, кроме того, находит решения и муниципальная власть. В некоторых сельских районах учителей дополнительного образования стимулируют предоставлением жилья или транспорта. В других вводят местные доплаты. Но до сих пор не было единой системы стимулирования. В ходе реализации решения, выдвинутого депутатами, она, видимо, появится.
Есть еще один существенный момент, над которым надо работать, считает Валентина Маринова. Учет занятых в дополнительном образовании должен быть статистически точный. Известно, что существует практика: каждый ребенок занимается в двух-трех кружках или секциях, а в итоге выходит, будто у нас один из самых высоких охватов дополнительным образованием. Должно же быть так: если говорим о 75-процентном, а в перспективе 80-процентном охвате, то, значит, в области действительно 75-80 процентов ребят и подростков занимаются в кружках и секциях. Система учета пока работает вразнобой, тут каждый муниципалитет проявляет свое «творчество». Но с этим будет покончено, «дутых» цифр никому не нужно!
Где вырастить героев спорта
Особый разговор зашел о дополнительном спортивном образовании. И начался он с того, что Валентина Лаврентьевна напомнила о нашей общей печали – чрезвычайно слабом выступлении сборной России по футболу на Чемпионате Европы-2016. Причина, в общем, ясна: плохо работает система выявления и взращивания талантливых юных спортсменов. Эту задачу могло бы решить дополнительное спортивное образование: именно из детских и юношеских секций в футбол и другие виды спорта должны приходить будущие чемпионы. Сначала вливаться в городские и региональные юношеские, взрослые сборные команды. А затем выходить и на федеральный уровень. К сожалению, на этом заседании Комитета по образованию, науке, культуре не смог присутствовать региональный министр спорта. Но, как пообещала Валентина Маринова, эту злободневную тему депутаты вынесут на «Правительственный час» и парламентскую «Открытую трибуну».
Словом, есть большие надежды, что дополнительное детское образование в области возродится и возьмет новые высоты. Это крайне необходимо для Донского региона, который поставил перед собой задачу технической модернизации и индустриализации. Ведь так было всегда – будущие конструкторы, инженеры, разработчики инноваций начинали в маленьких школьных и придомовых кружках технического творчества. То же можно сказать и о людях творческих профессий. Теперь у каждого ребенка есть шанс, и есть надежда, что этот шанс будет подкреплен финансовой поддержкой.
Сергей Васильев.