Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Реформа таганрогского теплоснабжения не будет радикальной
На сентябрьском заседании комиссии по ЖКХ таганрогской Гордумы рассматривали вопрос об утверждении в должности нового заместителя главы администрации по вопросам городского хозяйства. Само собой разумеется, спрашивали о первоочередных задачах, которые новый зам Вячеслав Михайлов намерен решать. Тут-то и прозвучала информация, которая, собственно, стала отправной точкой для этой публикации.
Вячеслав Михайлов говорил о том, как решить проблему теплоснабжения. Первый шаг планируется такой: создать в городе достаточно крупную компанию со статусом ЕТО, в ведение которой перейдут тепловые магистрали из обанкротившегося «Таганрогэнерго» и те, которые находились в зоне ответственности печально известного МУП «Тепловые сети». Информация знаковая, она может свидетельствовать вот о чем: в деле реформирования тепловой системы Таганрога возобладала точка зрения – скажем так – осторожная и нерадикальная.
Сторонником такой точки зрения еще на августовском совещании по подготовке к зиме, которое проходило в Таганроге, выступил заместитель губернатора Сергей Сидаш. Напомним: тогда глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий представил губернатору план, предусматривающий передачу части тепловых сетей города под ответственность поставщиков тепла – котельных. В общем и целом этот план выглядел довольно смело, разумно и перспективно. Расчет, надо полагать, строился на том, что тепловики, получив передающие сети каждый в зоне своей ответственности, сами займутся их модернизацией, инвестируют собственные средства, и тем самым, во-первых, разгрузят муниципальный бюджет, а во-вторых, снимут «головную боль» заботы о тепловом трубном хозяйстве с городской администрации.
Заместитель губернатора Сергей Сидаш высказал опасение, что такая реформа проблему не решит, в результате появятся, как он сказал, не менее полутора десятка организаций со статусом ЕТО, и столько же разных тарифов. В конечном итоге у тепловиков не хватит средств на модернизацию сетей, и они пойдут на поклон к областному бюджету. Понадобятся суммы, которые, по мнению заместителя губернатора, будут весьма и весьма значительные. Ну и поскольку тепловые сети Таганрога находятся в удручающем состоянии, то было бы лучше сначала их привести в порядок в целом, а не по частям.
Итак, было две точки зрения, каждая из которых не лишена логики. И, судя по тому, что сказал Вячеслав Михайлов на заседании комиссии ЖКХ, кардинальной реформы, в рамках которой тепловики получили бы свои участки сетей, не будет. Или такая передача произойдет в достаточно ограниченном объеме.
Напрашивается вопрос: на какой результат в формате «осторожного» сценария реформирования теплового хозяйства может рассчитывать Таганрог? Для городской администрации появление одного крупного предприятия в статусе ЕТО, возможно, и не плохо. Есть возможность держать руку на пульсе того, что происходит внутри городских тепловых сетей, напрямую контролировать там ситуацию. Одним словом, создается ощущение большей управляемости. Хотя есть и существенные опасности.
Где гарантия, что новое крупное предприятие в статусе ЕТО со временем не разделит судьбу печально известного МУП «Тепловые сети»? Последнее ведь тоже создавалось для того, чтобы муниципалитет держал нити управления, в том числе и финансовые, в своих руках. А что вышло? МУП «Тепловые сети», по сути, оказалось на грани банкротства, и, как подтвердили уже и судебные инстанции, задолжало поставщикам тепла десятки миллионов рублей. Вопрос: чем таким особенным будет отличаться функционирование нового всеохватывающего ЕТО, что позволит ему быть экономически более эффективным?
Единственный способ, который может дать сбалансированную экономику новому ЕТО – это новые, экономические обоснованные тарифы. Или, иными словами, новые цены на поставку тепла для населения и организаций. Нет нужды объяснять, что эти цены должны в таком случае значительно вырасти. Но такое по определению произойти не может, потому что существует особая тарифная политика в социально значимых отраслях. Здесь действуют не рыночные, а политические правила: цены на тепло, воду и прочее, чем пользуется население, ни в коем случае не должны резко и значительно повышаться, чтобы не вызвать недовольство людей. Тогда откуда брать дополнительную «маржу» для тех же инвестиций в модернизацию тепловых сетей? Правильно, из бюджета в виде разнообразных субсидий. И хорошо, если эти деньги в бюджете найдутся. А если нет?
Еще одна опасность кроется в сфере кадровой политике. Известно, что в том же МУП «Тепловые сети» сменилось несколько руководителей, и пока ни один из них не смог оздоровить это предприятие. Теперь в городе появится новая организация в статусе ЕТО. Где найдем для нее хорошего управленца, если до сих пор не смогли его найти для предшественника? Понятно, что в организацию, находящуюся в предбанкротном состоянии, руководителей найти трудно. Разумеется, новое ЕТО будет чистым от долгов предшественника. Но кто помешает сделать новые?
И, наконец, главное – инвестиции. Руководители всех без исключения уровней – и областного, и городского – говорят о том, что тепловые сети Таганрога требуют серьезных капитальных вложений для обновления. Не по остаточному принципу, а по целевому. Это большие деньги, и, скорее всего, ни областной, ни тем более городской бюджеты тут не справятся. В таких случаях есть два пути: либо частные инвестиции, либо государственные в рамках какой-нибудь крупной программы. Поскольку в Таганроге будут создавать единое крупное предприятие в статусе ЕТО, и оно, видимо, будет муниципальным, о частных инвестициях вряд ли стоит говорить, хотя возможны варианты. Остается участие в федеральной программе, если такая найдется. Поживем – увидим.
Леонтий МИХАЙЛОВ.