Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
22 октября ТАНТК им. Г.М. Бериева провел традиционный «День открытых дверей». На несколько часов авиационное предприятие перестало быть «закрытым объектом», и показало жителям Таганрога свои тайны – цеха, конструкторские бюро, самолеты.
Мы, журналисты, в этот день немного завидовали тем, кто оказался на территории ТАНТК им. Г.М. Бериева впервые. Действительно, большинство из нас – снимающих, пишущих, – не единожды бывало на предприятии. Мы готовили репортажи о том, как поднимались в небо сначала первые, опытные образцы теперь уже всемирно знаменитого Бе-200. Встречали экипажи наших амфибий, когда они возвращались после тушения лесных пожаров на Сицилии. Писали о первой выкатке первого серийного самолета Бе-200ЧС.
Да мало ли было сделано сюжетов! Бериевский авиационный научно-технический комплекс – отличный и надежный «ньюсмейкер», здесь всегда происходит что-то важное для города и страны, интересное для читателей и телезрителей.
Вот и в этот день, 22 октября 2016 года, все было, с одной стороны, привычно, потому что «Дни открытых дверей» завод проводит регулярно. А с другой стороны – по-новому, и со своей особой «изюминкой»: как-никак, и заводу, и всему таганрогскому авиастроению исполнилось в сентябре 2016 года 100 лет. Ровно век назад предприимчивый человек и энтузиаст нарождающейся в России авиации, Владимир Лебедев, основал в Таганроге аэропланный завод. И, конечно, те первые аэропланы, из дерева и полотна, не идут ни в какое сравнение с нынешними реактивными амфибиями. Но если бы не было летающих «этажерок», не было бы и Бе-200 – это работники ТАНТК им. ГМ. Бериева, конструкторы и инженеры-авиастроители прекрасно понимают.
Юбилей, как говорится, он и есть юбилей – с присущими ему торжественными событиями, праздничными мероприятиями, поздравлениями, а в случае с ТАНТК – еще и с ярким, захватывающим авиационным шоу. Началось все с волнующего и символического события: генеральный директор – генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М. Бериева, Ю.В. Грудинин, торжественно вскрыл капсулу с посланием, которое написали авиастроители из 1966 года нынешним бериевцам. Тогда, в 1966 году, завод праздновал свое пятидесятилетие, и написавшие послание высказали в нем надежду на то, что славные традиции таганрогского гидроавиастроения достойно продолжат новые поколения заводчан. Сегодня можно констатировать: эти традиции удалось сохранить и даже приумножить, несмотря на трудности, которые предприятие пережило в годы перестройки. ТАНТК им. Г.М. Бериева, по сути, возродился, как птица Феникс, и сегодня стал не только опытным разработчиком уникальных гидросамолетов, но и серийным заводом, самостоятельно эту технику выпускающим. По сути, бериевцы совершили почти невозможное: несколько лет назад они сумели перебазировать оборудование для серийного производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Тогда журналисты сравнили эту масштабную операцию с теми, которые совершались в период Великой Отечественной войны, когда из одних регионов страны в другие перемещались огромные заводы.
Само серийное производство было налажено в короткие сроки, так, как умеют у нас в России, когда необходимо решить важную для государства производственную задачу. В результате около года назад мы, журналисты, и весь коллектив ТАНТК им. Г.М. Бериева стали свидетелями сначала первой выкатки первого серийного образца Бе-200ЧС, а затем и его первого полета, который был совершен недавно. Предприятие, на котором это большое дело вершилось, смогли осмотреть таганрожцы, пришедшие 22 октября на «День открытых дверей».
Они увидели и конструкторские бюро, в которых инженерная мысль творит в первых замыслах и чертежах авиационное могущество России, и производственные цеха, где эти чертежи воплощаются в металл. Перед глазами гостей предстала вся история таганрогской гидроавиации в моделях и уникальных фотографиях, на которых можно было увидеть и самый массовый самолет-амфибию Бе-12, и не имеющий аналогов, почти фантастический ВВА-14, и многие другие образцы. Что же касается самолетов нового поколения – Бе-200ЧС и Бе-103, то эти машины мы увидели не только на стоянке, но и в полете. Как всегда, высокий класс пилотирования, традиционный сброс воды, раскрашенной в цвета российского флага, и невероятные воздушные пируэты над аэродромом продемонстрировали летчики-испытатели. Мастерство такое, что зрителям казалось, будто и мощный Бе-200, и порхающий как бабочка Бе-103 с легкостью выполняют фигуры пилотажа. Но какая за этой легкостью филигранная работа пилотов!
Одним словом, юбилейный «День открытых дверей», так и хочется сказать – дверей в небо – удался на славу. И знаете, что вселяет особую надежду? На празднике было немало молодежи, школьников, подростков. Видели бы вы, как горели их глаза, когда они прикасались к серебристому «летающему металлу» - дюралю самолетной обшивки, как заворожено следили за показательными полетами, с каким интересом пробовали себя в качестве клепальщиков в учебно-производственном цехе! Это значит, что не прервутся авиационные традиции в Таганроге, будем мы и дальше строить самолеты – лучшие в России и в мире!
Аксинья Мелехова.
Фото Александра Заблотского.