Автономная некоммерческая организация
по продвижению социальных проектов и программ
«Солнечный Мир»
Информационно - публицистическое издание газета «Тема Дона»
Главный редактор Оксана Владимировна Осипова
Tel: 8 918 552 89 67
E-mail: TemaDona@mail.ru
Интервью и.о. мэра Таганрога Алексея Махова газете «Тема Дона»
За тридцать с лишним лет журналистской работы мне приходилось беседовать, наверное, с сотнями руководителей – секретарей горкомов и райкомов в советскую эпоху, директоров крупных и небольших предприятий, глав администраций и их заместителей уже в наше, пореформенное время. Люди это были разные. Одни – личности с большой буквы, другие – функционеры-исполнители. Теперь мне не нужно долго говорить с представителем власти, чтобы понять, что он из себя представляет. И хотя беседа с исполняющим обязанности мэра Таганрога Алексеем Викторовичем Маховым длилась около часа, в первые десять минут я, в принципе, уже понял, с кем имею дело. Разумеется, с профессионалом. Человеком, который досконально знает проблемы города и отчетливо видит, как эти проблемы решать. Не доверяете моим выводам? Тогда судите сами. Итак…
-Алексей Викторович, вы уже несколько месяцев исполняете обязанности мэра Таганрога. До этого отвечали за конкретное направление – работу городского хозяйства. В связи этим, изменились ли ваши оценки состояния дел в городе? Какие проблемы вы сегодня рассматриваете как наиболее острые, требующие первостепенного решения?
-Для начала хотел бы внести уточнение: я и в данный момент являюсь заместителем главы администрации по вопросам городского хозяйства. Дополнительные функции исполняющего обязанности мэра Таганрога на меня возложила таганрогская Дума временно, до разрешения той ситуации в городской власти, о которой вы знаете. Оценки проблем в целом не изменились, но с позиции и.о. мэра, пожалуй, отчетливее видно следующее: в бюджете Таганрога имеется определенный перекос. То есть недофинансирование по некоторым направлениям. Отсюда и те проблемы, о которых мы все прекрасно знаем: город у нас замечательный, но, к сожалению, неухоженный.
Этому есть объективное объяснение. До 2013-2014 года в городском хозяйстве Таганрога была система, которая, с большей или меньшей эффективностью, но работала. Приоритет был отдан муниципальным предприятиям. И поскольку они зависимы от муниципалитета, то старались исполнять свои обязанности по уходу за городом. В связи с изменениями в законодательстве от этой налаженной системы пришлось отказаться. Произошел переход функций от муниципальных предприятий к частным подрядчикам. А подрядчик действует как? Выполняет работы на ту сумму, которую ему платят, и говорит – все, я сделал, я ухожу. При таких взаимоотношениях критически важно, чтобы в городском бюджете хватало денег. В противном случае мы получаем то, что получаем: где-то что-то не убрали, деревья не обрезали, траву не выкосили, и так далее. Надеюсь, когда мы вместе с депутатами Гордумы будем рассматривать и утверждать бюджет 2017 года, эту проблему постараемся решить в корне.
Но есть и вторая сторона: вслед за изменением законодательства изменилась и логика финансирования, начиная с того, как теперь движутся бюджетные средства от областного бюджета к местному, от местного к заказчику, от заказчика к подрядчику. Под эту новую логику необходимо в городе отлаживать и систему взаимодействия всех участников процесса: систему торгов, заключения контрактов, систему контроля и все остальное.
Такую систему должна, разумеется, создавать команда городских управленцев. Речь о кадровой политике, а с кадрами сегодня трудно. Есть все основания утверждать, что мы столкнулись с отсутствием кадровых резервов, грамотных людей, системных специалистов. Тому есть объективная причина – «подвешенная» ситуация в городской власти. Соответственно, люди, которые могли бы прийти в администрацию и, работая здесь, принести немало пользы городу – в том числе выходцы из малого, среднего бизнеса – они заняли выжидательную позицию. Я лично приглашал на работу тех, кто, по моему мнению, может оптимизировать деятельность тех или иных подразделений, но многие отказываются, потому что неизвестно, как будут развиваться события дальше. Скажу больше: внутри аппарата администрации наблюдается схожая ситуация. Сейчас инициативу проявлять никто не готов, разве что руководители высшего звена города, на которых лежит очень большая ответственность. Но я уверен, ситуация изменится, когда станет понятно, какие именно изменения произойдут в формате городской власти.
-Не секрет, что на протяжении нескольких последних лет отношения Таганрога и области выстраивались не лучшим образом. Что изменилось сегодня?
-Да, такая проблема была. И тут я бы хотел высказать благодарность губернатору Василию Юрьевичу Голубеву, который своим решением эту проблему в значительной мере решил. Я говорю о создании в прошлом году межведомственной рабочей группы правительства Ростовской области, которая сосредоточилась на проблемах Таганрога. Начала налаживаться связь между структурными подразделениями городской администрации и такими же структурными подразделениями Правительства РО. Это очень важно, согласитесь: когда руководитель местного уровня замкнут в собственном пространстве, у него одно видение проблемы. Когда есть взаимосвязь с людьми, у которых и уровень выше, и взгляд шире, потому что они знают проблемы всей области – я имею в виду министерства, отделы и управления областной администрации – то оказывается, что пути решения многих проблем уже найдены, уже есть опыт и наработки, и ими только нужно творчески воспользоваться.
Вот конкретный пример: ни для кого не секрет, что у нас в Таганроге многие проблемы недофинансирования связаны именно с нашим внутренним непрофессионализмом. Где-то неправильно нормативный документ оформили, не уложились в сроки, ошиблись в расчетах и так далее. Взять, например, те же дороги: мы оперировали ошибочными данными, будто износ дорог в Таганроге не больше 25 процентов, тогда как в области он раза в два выше. В результате город получал меньше, чем требуется, денег на обустройство дорог. Теперь мы эту ошибку исправляем, и нам большую помощь оказывает областной минтранс. Или другое направление: благодаря тесному сотрудничеству с областью мы теперь можем войти в программу, по условиям которой регион приобретает материалы, а город уже выполняет те или иные работы по благоустройству. В рамках этой программы планируем замену водовода по улице Петровской. Это же касается и тепловой схемы: конструктивно взаимодействуя с областью, есть возможность получить оборудование, смонтировать его и улучшить теплоснабжение в городе.
Такое взаимодействие дорогого стоит. И поэтому, когда проходило очередное совещание межведомственной рабочей группы, во главе с Василием Юрьевичем Голубевым, я обратился к нему с просьбой: продлить работу группы до октября, а может быть, и на более длительный срок. Судите сами: из 41 пункта «дорожной карты» по решению самых острых проблем Таганрога, действуя вместе с областью, удалось уже снять с повестки дня 33 пункта. Вот недавно губернатор дал поручение минтрансу оказать нам содействие в дальнейшем обустройстве улично-дорожной сети. В этом году мы осваиваем на этом направлении 140 миллионов рублей. Губернатор поставил задачу, чтобы в следующем году было освоено не меньше, а может быть и больше – до 200 миллионов рублей. Плюс наши деньги из бюджета – это порядка 30 процентов, итого 250-260 миллионов – очень хороший объем для Таганрога. По моему, лучшего подтверждения тому, насколько важна конструктивная работа с правительство РО, не отыщешь.
-Как вы прокомментируете тот факт, что область в ряде случаев вынуждена «напрямую» реагировать на некоторые острые проблемы Таганрога, например, после обращений жителей в приемную губернатора? Не есть ли это показатель того, что городская власть где-то в чем-то недорабатывает?
-Оценивается это просто – отсутствием в нашей работе (имею в виду городскую администрацию) системного подхода. Поэтому приходится реагировать в режиме «ручного управления», а это далеко не всегда эффективно. Возьмем ситуацию с обратными трубопроводами. Действительно, в ходе интерактивного приема к губернатору с этой проблемой обратился житель нашего города. Не могу сказать, что мы о ней не знали. Но скажем так, после этого обращения перед нами была поставлена четкая задача, мы нашли решение, и теперь уже налаживаем системную работу. Результаты есть: по тому же 6-му микрорайону мы проблему обратных трубопроводов закрываем, там осталось два дома неподключенных. Затем переходим в 4-й микрорайон и так далее. Задача поставлена - до 2017 года решить проблему обратных труб, и это будет сделано.
-Интересно узнать вашу оценку работу администрации Таганрога на тот момент, когда вы приступили к исполнению обязанностей мэра. Есть ли «слабые звенья»? Следует ли, по вашему мнению, каким-то образом перестроить или оптимизировать работу административного аппарата и его подразделений?
-В сущности, это вопрос кадровой политики. Во-первых, сейчас происходит оптимизация административного аппарата, это касается, в том числе, расходной части, заработной платы. Мы устранили должность одного заместителя, и часть этих функций распределили между первым заместителем главы администрации и заместителем по строительству и архитектуре. Была у нас просадка по вопросам строительства, особенно в такой части, как сдача объектов для детей-сирот, предоставление жилья переселяемым из аварийных домов. В результате произведена кадровая замена, кстати, это решение мы принимали во взаимодействии с областным министерством строительства. На должность заместителя по строительству и архитектуре пришел профессионал с большой буквы, и многие проблемные вопросы уже находят решение. У нас произошла смена главного архитектора, и хотя я по своей профессиональной направленности к архитектуре не близок, но из строительного сектора города уже поступают оценки, что решение было принято правильное, им легче стало работать, устранены бюрократические препоны, которые мешали делу. Еще очень важный момент: новый первый заместитель успешно прошел утверждение в городской Думе, и могу сказать, что он со знанием дела приступил к своим обязанностям. На его плечи легло серьезное бремя: в городе проседает доходная часть бюджета, и перед первым замом стоит задача найти эффективные, и, возможно, какие-то новые пути пополнения городской казны.
Еще могу указать одну проблему: это связь между Гордумой и администрацией. Связь имеется, но есть и антагонизм. То ли мы не умеем хорошо объяснить суть проблем, то ли нас не всегда готовы понять. Я уже и перед своими подчиненными ставлю задачу, что мы должны оперировать не общими фразами, а конкретными пунктами законов, опираться на экспертные оценки. Не секрет, что депутаты тоже не во всех вопросах являются профессионалами. С другой стороны, понятна и их позиция: многие вопросы не решались, к ним шли с жалобами люди, и они оказывались между двух огней – исполнительной властью и жителями. Но в претензиях некоторых депутатов, к сожалению, не хватает конструктива, реальных предложений того, что нам нужно делать. Впрочем, это относится не ко всем: многие депутаты, даже не до конца разбираясь в той или иной проблеме, пытаются помочь. И это единственный для всех нас путь: городские проблемы, которые, безусловно, есть, мы можем решить только совместно.
-Известно, что в Таганроге остро стоит проблема, связанная с выводом из трудной финансово-экономической ситуации ряда муниципальных предприятий. Как сегодня вы решаете эту проблему, с учетом ваших новых властных полномочий?
-С муниципальными предприятиями у нас действительно тяжелая ситуация. Некоторые попали под банкротство: МУП «ЖЭУ», «Таганрогэнерго». На грани предбанкротного состояния – я бы так выразился – находится МУП «САХ», есть трудности у «Зеленого города». Начнем с самого проблемного – МУП «ЖЭУ». С 2012 года в банкротстве, все сети, тепловая часть – все там. Доходило до того, что в 2012-13 годах город к зиме «запускали» при помощи областного министерства ЖКХ, лично министр приезжал. То есть ситуация была критическая. С 2014 года город в определенной мере взял эту ситуацию под контроль, и теперь мы запускаемся сами. Как решаем проблему? Говоря профессиональным языком, мы поставили задачу убрать МУП «ЖЭУ» из производственного цикла, и в этом году отопительный сезон отработали без них. В настоящее время на предприятии завершается цикл конкурсного управления, имущество выставляется на торги, на сети и тепловую составляющую не заявился ни один покупатель, и есть основания рассчитывать, что в октябре это имущество полностью вернется в ведение муниципалитета.
Дальше – МУП «Таганрогэнерго». Два вида деятельности – электрическая и тепловая составляющие. Тепловая составляющая инвентаризирована и также выставляется на торги. Цена сетей – 170 миллионов, но поскольку они крайне изношены, есть основания считать, что покупателей не найдется, и это имущество также вернется в муниципалитет. Кстати, банкротство «Таганрогэнерго» - это практически цепная реакция. У них прекрасный финансовый баланс был, а привело их к банкротству то, что им МУП «ЖЭУ» задолжало, без перспективы возврата, 325 миллионов рублей.
Перспектива по этим двум предприятиям следующая: когда их имущество вернется в муниципалитет, будем проводить работу по поиску и привлечению концессионеров. Иного пути нет: за счет городского и областного бюджетов мы модернизацию этих объектов провести не сможем. Модернизация – это только инвестор, он должен зайти, провести техническое перевооружение с расчетом, что затем этот бизнес поможет ему вернуть затраченные средства и даже получить прибыль.
Теперь МУП «САХ» - здесь очень сложная ситуация. Предприятие работало, был бизнес, потом он перешел в частные руки. Каким образом, сейчас разбираются правоохранительные органы. А мы, со своей стороны, пытаемся вернуть предприятию утерянные им объемы работ. В августе удалось нарастить обороты примерно на 750 тысяч рублей в месяц, до середины сентября это будет уже 1 миллион рублей. По заработной плате – самый оптимистичный вариант, что рассчитаемся с долгами до конца этого года. Не получится, значит срок – до марта-апреля следующего года.
Тут важно понять, что мы не ставим задачу полностью и исключительно отдать в МУП «САХ» вывоз мусора из города. Сегодня в Таганроге на этом рынке работают 9 организаций. И это хорошо, частник в ряде случаев показывает высокую эффективность, внедряет новые технологии. Для МУП «САХ» я вижу перспективу прежде всего в уборке города. Будем реанимировать эти предприятия – МУП «САХ», «Зеленый город»: через участие в конкурсах, получение подрядов. Я уже говорил – в управлении городом нужно создавать систему, учитывающую новые законодательные реалии. Надеюсь, мы или те, кто придет вместо нас, сможем ее создать.
Интервью провел Сергей Вахонин.